Когда Lehman Brothers объявил о своем скоропостижном банкротстве, в Киеве все шло своим чередом.
Простой народ ходил на работы, депутаты защищали интересы хозяев, политики трепались, олигархи вкладывали и инвестировали, чиновники воровали, автомобили торчали в пробках, менты делали вид, что стоят на страже законности…
Никто даже и подумать не мог, что украинская столица и крупнейший инвестиционный банк США могут быть как-то связаны. Но они оказались связаны и достаточно крепко, доллар подскочил, как ужаленный, и мы все на собственной шкуре почувствовали, что такое мировой финансовый кризис. Говорят, что Украина пострадала от него больше других стран. Готов с этим согласиться: по крайней мере, мои родственники в Польше и друзья в Чехии свидетельствуют, что у них нет никакого кризиса и что новости с Украины – о сокращениях и закрытиях – напоминают им сводки с фронта.
Фото с сайта www.prizivkrimsk.ru
У нас таки кризис есть. Недавно я ехал в такси, которое вел бывший директор одной риелторской компании. И тариф был не удвоенный… А когда я покупал жене подарок на 8 марта, продавец в магазине женской одежды призналась, что раньше работала начальником отдела в банке.
Прошу почтить память высоких зарплат и ответственных должностей вставанием. Так же, как и заоблачных цен на недвижимость.
Но главное, по моему убеждению, не это, а то, как быстро мы адаптировались к новым условиям. Надо признать, что умение выживать – вообще обязательное условие жизни в Украине с 1991 г.
- Я уже пятый раз за двадцать лет работы оказываюсь в подобном положении – мне не привыкать, - сказал в разговоре со мной директор одной компании, производящей спортивное оборудование.
Четыре предыдущих раза до ручки компанию доводила родная налоговая и иже с ней. И лишь впервые – финансовые воротилы с Уол-Стрит. Впору гордиться этим…
Не могу уяснить для себя, хуже или лучше всех приходится сейчас топ-менеджерам. С одной стороны им труднее всего найти работу, с другой… Одна моя знакомая, бывший коммерческий директор бывшей строительной компании, устроила себе долгосрочный отпуск, наслаждаясь общением с дочерью и родителями, к которым во время сумасшедшей работы могла вырываться лишь раз в год. Другая – блестящий руководитель рекламного агентства – попросту ушла в декрет. Ведь надо же когда-то и детей рожать…
Владелец компании, в которой я раньше работал, признался, что в спортивном клубе, который он регулярно посещает, сейчас аншлаги: к тренажерам выстраиваются длинные очереди, чего раньше никогда не было. Люди пытаются использовать свободное время хотя бы с пользой для здоровья.
Есть и еще один важный момент: любая нация мобилизуется, когда появляется внешний враг. Теперь мы воюем с кризисом, поэтому остро чувствуем единство национальное, семейное и т.д.. Родственники и друзья то и дело спрашивают:
- Нормально у вас с деньгами? Может, помочь?
Я тоже задаю этот вопрос другим. Но все на плаву. Все держатся. Все нашли себя в этом искусанном кризисом мире.
Фото с сайта www.cartoon.ru
- Если бы не кризис, сидели бы мы сейчас по офисам и черта с два бы встретились, - говорили знакомые, которых я за вечной занятостью не видел уже несколько лет.
Думаю, это в целом позитивное настроение и является залогом того, что кризис очень скоро пройдет. Ведь дело не в том, сколько гривен лежит в кошельке, а в том, чтобы при решении жизненных проблем не опускались руки.