Недавно купил в метро с рук интересную книженцию: «Некоторые киевские тайны. Левобережье», изданную еще в 2002 г. и написанную некими Д.Вовком и А.Стекловым. Я назвал бы их приколистами от истории, хотя сами они именуют себя радикальными историками. Как вам названия подзаголовков: «Труханов остров – пупок Киевской державности. Где же находится «лоно Матери» Городов Русских?» «Три легендарные богатыря – первые пограничники и таможенники Киева» и т.д.?
Радикальные историки утверждают, что исторически Левый берег всегда противостоял Правому. Да и сейчас воинственная Родина-Мать грозит мечом именно Левому берегу, хотя по логике вещей должна бы грозить Правому, откуда приходили фашисты. На Левом берегу готовились многие государственные перевороты, здесь собирались войска для нападения на Киев. После фиаско на Правом берегу киевская власть не единожды ретировалась на Левый, который в древности именовался не иначе как Диким полем.
В нынешние времена Дикое поле стало бетонными джунглями
Авторы книжки выдвинули очень интересную, пусть и не очень научную гипотезу, касающуюся названий киевских улиц. По их мнению, новые названия улиц рождаются не вследствие распоряжения какого-то политика, а вследствие изменения менталитета местных жителей. Конечно же, потом эти названия соответственно влияют на жизнь людей. Иными словами, как вы яхту назовете, так она и поплывет – проверено капитаном Врунгелем.
Куда же плывет Киев? Если исходить из названий улиц, то к войне (направление, заданное Советским Союзом). Из 1200 киевских улиц с военной темой связаны большинство. Десятки названы именами советских маршалов и генералов: Малиновского, Рокоссовского, Жукова, Тимошенко, Якубовского, Ворошилова, Фрунзе и др.. Будет ли когда-нибудь военный переворот на улице генерала Витрука или массовые волнения на проспекте Красных Казаков? Время покажет…
Крупнейшие улицы украинской столицы указывают на все еще совковый менталитет киевлян – Червонозоряний проспект, ул. Мельникова (советский партийный деятель), Воздухофлотский проспект, 50-річчя Жовтня… Медленно, но уверенно пробиваются сквозь эту коммунистическую сеть символы новой эпохи – Тарас Шевченко, Леся Украинка, Вячеслав Чорновил… Не знаю, вспомнят ли Черновила через 300 лет (Мельникова забыли уже через 50), но люди искусства обычно задерживаются в названиях улиц и даже городов надолго. Ведь политики приходят и уходят, а искусство вечно. Яркий пример – Ивано-Франковск, который до 1962 г. был Станиславовым, названым так в честь своего основателя, одного из Потоцких. Кому из жителей Прикарпатья нужен сейчас этот Потоцкий? Франко все-таки роднее, с его произведениями каждый знакомится еще в школе…
В ХIХ веке люди больше думали о религии, поэтому на Подоле много «святых» улиц – Ильинская, Борисоглебская, Андреевская, Фроловская… В ХХ веке беспокоило другое, и на север от Подола потянулись улицы Электриков, Заводская, Корабельная…
Во Львове я когда-то общался с «профессиональным чудаком» - человеком, продающим интересные идеи. Так вот, он предлагал одну из городских улиц раз в год переименовывать – в честь человека, чем-либо послужившего городу. Так, мол, и инвесторов можно дополнительно отблагодарить, и туристов привлечь. У этого проекта даже были серьезные сторонники среди чиновников и депутатов горсовета. Но почта категорически воспротивилась этой идее, предвидя неизбежную путаницу. Вот если бы найти улицу, на которой нет ни одного дома…
Вторая самая большая группа киевских улиц – индустриальная: Сортировочная, Тепловозная, Оросительная, Приколейная, Причальная, Регенераторная, Шахтерская и прочие. На Левом берегу, на котором концентрируются авторы, сразу три улицы космонавтов: Гагарина, Волкова и Быкова. А улиц «растительного проихождения» всего пять: Боровая, Вильхова, пер.Гиллястый, Садова и Ялынкова. Ни тебе Абрикосовой, ни тебе Виноградной… Хотя, согласитесь, на «растительных» улицах гораздо приятнее жить, чем на Цюрупинской или на Тимофея Шамрыло. Почему эти улицы до сих пор не переименовывают?