К памятникам у меня всегда было особое отношение. Мама рассказывал мне, что когда я был маленький, то всегда здоровался с памятниками Ивану Франко и Ярославу Галану (во Львове), к которым меня водили (а точнее, возили) на прогулку. Причем называл я писателей по-панибратски – дядями. Сурового дядю Галана демонтировали в первые годы независимости, а неказистый гигантский дядя Франко, на скорую руку высеченный из гранита местными поденщиками-скульпторами до сих пор возвышается перед бывшим Галицким сеймом, а ныне Национальным университетом, пугая студентов.
К чему я это говорю: политики приходят и уходят, а деятели искусства остаются. Поэтому ставить памятники нужно не политикам, а писателям, художникам, да и самим скульпторам. В вечно политически озабоченном Львове это видно особенно ярко. До 1939 г. перед оперным стоял памятник, наверное, самому выдающемуся польскому королю Яну ІІІ Собескому.
С приходом советской власти на его месте установили многозначительную клумбу с кремлем (на фото 1956 г. – мой отец).
А когда советская власть утвердилась на Западной Украине, практически на этом самом месте поставили кое-что посущественней цветочного кремля…
Фото с сайта www.lvovcity.ru
То ли в 1991 то ли в 1992 г. Ленина с помпой демонтировали, облив предварительно красной краской и набросив петлю подъемного крана на шею. А еще через несколько лет рядом с оперным появился в несколько странной позе бронзовый Шевченко.
Почти ничего не изменилось: те же высокие чины кладут цветы к подножию памятника, проводятся практически те же выступления и концерты… Меняются только имена. Не знаю, что завещали Шевченко с Собеским, но Ленин в своем завещании просил не ставить ему памятников. Понимал, чем все это закончится…
Когда мой двоюродный брат учился в военном институте, то рассказал мне о том, как из гипсового Ленина за полчаса сделали Шевченко, долепив ему лоб и усы. Ленина могли бы просто убрать, но этого не сделали, из чего можно заключить, что людям необходим культ личности. Надо куда-то складывать венки, надо перед кем-то проводить парады на площади перед бронзовыми или гранитными героями...
Кстати, ни Шевченко, ни Ленин героями никогда не были. Я подозреваю, что лубочных безгрешных героев, к которым привыкли в советские времена, в природе не существует. Все люди несовершенны, у всех есть недостатки. Но воссозданные в бронзе, они уже не могут возражать…
Фото с сайта www.media.meta.ua
Это самый страшный в мире памятник Тарасу Шевченко. Он стоит на Андреевском, несчастный и чужой…
В Донецке памятники кренятся совсем в другую сторону. Здесь есть два прижизненных памятника – единственные в Украине, а может быть, и на всей планете. Это памятники прыгуну с шестом Сергею Бубке…
…и певцу Иосифу Кобзону.
Причем обратите внимание: в обоих памятниках есть что-то советское: Бубка похож на героев-коммунистов с военных памятников, а Кобзон – на Ленина. Кстати, таким же совковым выглядит и Бандера во Львове. Поменять голову – и будет вылитый Ленин.
Киев как-то миновала волна политических памятников. То ли сами киевляне относятся к этой теме индифферентно (золотая середина между Львовом и Киевом), то ли все главные памятники здесь уже стоят. Исключение – смахивающий на Франко бронзовый Чорновил и барочная колонна «Украина» на Майдане, которая, мягко говоря, не вписывается в архитектурный облик города. До сих пор не могу понять, что она символизирует: то ли матриархат в Украине, то ли стремление вечно пролетать…
Фото с сайта www.homo-creativus.info
Я за памятники – хорошие и разные, но против «совка», который, несмотря на смену идеологии, надежно засел в головах у заказчиков. А может, и у скульпторов.
Отец как-то рассказывал мне такую историю. Одно время он дружил с известными скульпторами, штамповавшими статуи Ленина десятками, если не сотнями. Каждое село, каждый колхоз обязаны были иметь собственного вождя. Однажды скульптор, будучи здорово навеселе, отломал ножку от стула и стал избивать ей глиняную массу. Бил нещадно, и все, кто видел это побоище, считали, что скульптор снимает стресс. Но через некоторое время все увидели, как сквозь эту глиняную массу проступили черты Ленина. Мне интересно, смогут ли наши скульпторы вот так же забацать Шевченко? Но все же предполагаю, что даже ширпотребовские шевченки долговечнее всех политических лидеров.