Сказать по правде, Украина можно назвать христианской страной только номинально. Большинство людей здесь – скрытые язычники, свято верящие в приметы, живущие как им удобно и посещающие церковь в лучшем случае два раза в год: на Водосвятие и на Пасху. На всякий случай. Отличие от откровенных язычников состоит лишь в небольшой симпатии к христианству. Но не это тема нонешнего поста. Я никогда не думал, что в моей такой же языческой, как и все остальные, семье, может возникнуть религиозный конфликт.
Когда мы с женой хотим зайти в церковь, то никогда не интересуемся, какого она патриархата. Думаю, мы и мечети с синагогами посещали бы с точно таким же благоговением, как и христианские храмы. Бог-то один, чего его делить? Поэтому когда мы жили во Львове, время от времени ходили в красивую церковь Покрова Богородицы неподалеку. В ней решили и обвенчаться. Церковь оказалась греко-католический, поэтому мы даже ходили на обязательные курсы, без которых священник отказывался нас венчать, сдавали экзамен по основам христианской веры и все такое. Моя бедная невеста старательно зубрила новые для нее слова: евхаристия, елеепомазание, эксцеленция… твердила «Вірую…»Но священник был очень прогрессивный, из Италии, и с пониманием подошел к русскоязычной киевлянке…
Церковь, в которой мы венчались. Согласитесь, она какая-то необычная
Обвенчались мы в общем без приключений, если не считать килограмма риса, который высыпал на нас в качестве благословения мой двоюродный брат из Польши. Там, оказывается, есть традиция сыпать рис горстями на молодоженов, но поскольку никто не хотел помогать ему в этом, он решил высыпать все сам. Но я хочу рассказать и не об этом тоже. Когда мы решили крестить в этой же церкви и нашего сына, родители жены встали на дыбы: «Мы исконно православные! Если покрестите в греко-католической церкви, мы на крестины не приедем!»
Я не хотел бы ссориться с ними, поэтому не стал напоминать советские времена, где за такую фразу можно было легко вылететь с работы, а уж из партии и комсомола – как пить дать. И никаких исконно православных не было – все были атеистами, и при этом чувствовали себя превосходно. А если и были в те времена настоящие православные, то без карьеры, без коллектива – изгои, обреченные на вечные упреки и насмешки.
Пытался переубеждать с другого конца: если православные, то какого патриархата? А если между ними нет разницы, то разве есть разница между католиками и православными? Во все века все разделения церквей были продиктованы политическими мотивами. Кому-то из предстоятелей не хватало власти и денег... Но я не хотел бы лезть в эти богословско-религиозные дебри.
Церковь католического монастыря святого Бернарда во Львове. Люди молились здесь около 400 лет. Неужели напрасно?
Ладно бы если мы с женой, покрестив сына, начали соблюдать все обеты и правила той церкви, в которой покрестили. Стали бы ездить через весь город в церковь «правильного» патриархата. Но ведь для нас это крещение ровным счетом ничего не меняет. Для нас этот обряд является символичным жестом перепоручения ребенка высшим силам.
- А священник говорит, что за греко-католиков нельзя ставить свечки и подавать за здравие. Что это будет просто бесполезным в православной церкви… А то и грешным!
То есть поставишь свечу с молитвой к Богу о здоровье какого-то человека, а Бог скажет:
- Подожди, друг! Это парень крещен каким патриархатом? Да ты не в той церкви за него свечу поставил! Извини, нНе могу принять твою просьбу – знаешь, мы договорились с митрополитами…
Решая вот такие дурацкие проблемы (и это в ХХІ-то веке!), над которыми раньше только смеялся, я оценил удачность собственного крещения. Во времена СССР греко-католическая церковь была под запретом – Советскому Союзу ни к чему была связь с Римом – а православная контролировалась КГБ. Мой отец был членом партии, поэтому открыто крестить меня не могли. Пригласили старого священника, который был знакомым соседей, и уже давно не вел служб. Никому и в голову не пришло в те времена спрашивать о патриархатах и прочей ерунде. И теперь мы не знаем, был ли это греко-католический священник на пенсии (я родился во Львове) православный или афтокефальник. Мне это очень на руку.
Храм Киево-Печерской лавры. Те же кресты, те же купола. Неужели Бог другой?
Когда я готовил репортаж о жизни монахов для газеты «Высокий Замок» и хотел несколько дней провести в Киево-Печерской лавре, настоятель лавры строго спрашивал меня, в какой вере я крещен. Я только разводил руками: «Может, это была православная…» А когда греко-католический священник задал мне тот же вопрос перед венчанием, я повторил свою историю, сказав: «Возможно, тот священник был греко-католическим…»
Это так здорово – быть между церквями. Так хотелось бы, чтобы и мой сын стал человеком, признающим истинность любой церкви, не вредящей людям. Потому что Бог один, хотя путей к нему много. А религиозные войны во все века велись из-за человеческой ограниченности.
P.S. Как решить эту проблему, до сих пор не знаю. Может, как-то Бог управит?