Наши скорые поезда совсем не скорые – мы узнали об этом, когда рухнул железный занавес. Вообще наша классификация поездов не может не удивлять.
По ней, поезда бывают пассажирские, скорые и фирменные (товарных в расчет не берем). Судя по названиям, пассажиры есть только в пассажирских поездах. Хотя это совсем не так! Обычно когда едешь в пассажирском поезде, чувствуешь себя настоящим скотом. Из всех щелей вагона дует, а в тех, из которых не дует, живут тараканы. Двери в один туалет не закрываются, а в другой – забиты наглухо. Поезд кланяется каждому столбу, а ты тоскливо смотришь в окно и мечтаешь о тех временах, когда будешь летать самолетом.
Скорый поезд тоже только называется скорым. Он вовсе не спешит, но туалеты там иногда бывают исправными, а из окон не дует, хоть они и не открываются. Разница между фирменным и скорым в том, что в фирменном на окнах занавески с названием поезда (фирмой). Из окон там не дует и при этом окна открываются и закрываются без проблем. Да и проводники попадаются вежливые... Изредка… Как разновидность фирменных поездов бывают еще «Экспрессы». Это хорошо отремонтированные электрички с парой телевизоров на вагон и с проводниками, продающими печенье.
Но все эти поезда движутся с одинаковой скоростью! Разница только в количестве остановок. Что такое по-настоящему скоростной поезд, знает то, кто бывал в цивилизованных странах. Он развивает около 300 км/ч. По логике вещей наши железнодорожники должны назвать поезда такого вида уже не скорыми, а сверхскоростными или просто космическими! На таком железном коне всю Украину из конца в конец можно было бы проскакать за каких-нибудь три часа. Правда, вряд ли удастся полюбоваться пейзажами из окошка…
Именно такой поезд предложили пустить японцы от Киева до Борисполя. Заседали какие-то рады, что-то подписывали с замминистром, летали туды-сюды делегации… 280 млн. долларов! Эх, черт побери, как приятно порой помечтать… Настоящий скоростной поезд…
Как жаль, что такие мечты редко становятся реальностью. А совещания и встречи такого уровня чаще всего проводятся просто для галочки. Приятно, наверное, нашим ребятам было слетать в Японию по этому вопросу. Развеялись и все такое…
У нас ведь есть под Гостомелем 300 метров экспериментальной трассы монорельса со скоростным вагончиком стоят без малого 11 лет. По сути, это шаг в будущее, ведь расположен монорельс над землей, а значит, землеотвод нужно оформить только на опоры. Это второй этаж транспортных путей над увязшим в бесконечных пробках первым.
Владелец компании, вбухавший в проект 3,5 лимона долларов, безуспешно пытается заинтересовать этим на 100% отечественным проектом власти. И все глухо, как в… скоростном поезде!
Почему? В этой связи мне припомнился разговор с директором одной строительной компании, собиравшейся после начала кризиса эмигрировать на польские хлеба. Он рассказывал мне о различиях между украинским и польским стройкомплексами.
- Во всем мире строительство существует на откатах, детка, - учил он меня. – И в Польше, и В США, и где угодно. Но разница между откатами в Украине и в этих странах все же есть… Вот возьмем, к примеру, сферу здравоохранения… Нет, постой, здравоохранение не будем брать, эдак вообще страшно жить станет… Давай возьмем тот же стройкомплекс… Вот, допустим, строят дорогу. На тендер выходят две компании. Одна, более известная, предлагает государственному чиновнику 3% от суммы сделки. Другая, менее известная, - 5%. Польский чиновник однозначно выберет первую. Ведь она и дорогу хорошо сделает, он не будет переживать, что из-за этой дороги у него когда-нибудь будут проблемы… Украинский чиновник ни с первой, ни со второй даже говорить не станет. Он будет искать (или сам откроет) компанию, которая даст ему 10%, 15%, 25% отката. Как при этом будет сделана дорога – совсем не важно. Никто его за это не накажет, никто его даже искать не будет через пару лет, когда дорога начнет сыпаться. Теперь ты понял детка, почему мы уносим ноги из Украины?
Как жаль, что скоростной дороги до Борисполя у нас не будет. По крайней мере, в ближайшее время. А так бы хотелось…